Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если в трудовом договоре с работником не предусмотрено выполнение обязанностей председателя (члена) комиссии по размещению заказов, он вправе отказаться от назначения и не выполнять данные обязанности.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия. Заказчиком, уполномоченным органом до опубликования извещения о проведении конкурса (аукциона, запроса котировок, предварительном отборе) принимаются решения о создании комиссии, определяются ее состав и порядок работы, назначается председатель комиссии (ч. 2 ст. 7 Закона N 94-ФЗ). Заказчик также вправе создать единую комиссию, которая осуществляет функции конкурсной, аукционной и котировочной комиссий.
Членами комиссии могут быть как должностные лица заказчика (уполномоченного органа), так и иные лица (за исключением упомянутых в ч. 4 ст. 7 Закона N 94-ФЗ). В состав комиссии должно включаться не менее чем одно лицо, прошедшее профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для нужд заказчиков (ч. 20 ст. 65 Закона N 94-ФЗ). Каких-либо иных требований к составу комиссии действующими нормативными актами не установлено.
Отметим также, что Закон N 94-ФЗ не содержит требования о введении в штатное расписание организации специальной штатной единицы председателя конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии, хотя и не запрещает этого. Как следует из ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ст. 1 ГК РФ, ст. 2 ТК РФ, ограничение прав гражданина и возложение на него дополнительных обязанностей возможны только на основании закона (принудительно) либо на основании договора (добровольно).
Действующее законодательство не предусматривает обязанности гражданина, назначаемого председателем (членом) комиссии в порядке ст. 7 Закона N 94-ФЗ, выполнять функции председателя (члена) комиссии без его согласия на это. Трудовой кодекс РФ прямо предусматривает, что работник обязан выполнять только те обязанности, которые входят в его трудовую функцию и предусмотрены заключенным с ним трудовым договором (ст. 57 ТК РФ), а принудительный труд запрещен (ст. 4 ТК РФ).
Более того, установленному ч. 2 ст. 7 Закона N 94-ФЗ праву заказчика (уполномоченного органа) формировать комиссию не корреспондирует обязанность любых выбранных заказчиком граждан, в том числе и его работников, исполнять обязанности членов комиссии.
Поэтому без согласия работника заказчик не вправе принудительно включить его в состав комиссии.
При этом работник вправе взять на себя эту обязанность в добровольном порядке - путем заключения с работодателем дополнительного соглашения к трудовому договору, включив выполнение обязанностей председателя комиссии в трудовую функцию (ст.ст. 72, 57 ТК РФ), трудового договора о работе в этой должности по совместительству, если в штатном расписании имеется специальная должность председателя комиссии (ст. 60.1 ТК РФ), однако в этом случае обязанности председателя должны выполняться в свободное от основной работы время, либо выразив письменное согласие на выполнение обязанностей председателя в порядке совмещения должностей (ст. 60.2 ТК РФ). Отметим, что в последних двух случаях исполнение обязанностей председателя комиссии должно оплачиваться отдельно, помимо заработной платы по основному трудовому договору.
Исполнение обязанностей председателя комиссии возможно также на основании заключенного между гражданином и заказчиком гражданско-правового договора, как предусмотренного, так и не предусмотренного ГК РФ (в том числе в устной форме; возможно без оплаты), однако, если в этом случае исполнение обязанностей председателя комиссии будет фактически выполняться гражданином в том же формате трудовых отношений, что и его основная работа на данном предприятии, то есть при наличии остальных признаков таких отношений (включение работника в производственную деятельность предприятия, подчинение внутреннему трудовому распорядку, выполнение распоряжений работодателя), заключение такого гражданско-правового договора будет противоречить ст. 11 ТК РФ.
Часть четвертая ст. 11 ТК РФ предусматривает, что в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе при размещении заказа путем проведения аукциона в электронной форме выделить несколько лотов в рамках одного аукциона.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) размещение заказа осуществляется во всех случаях путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных самим Законом N 94-ФЗ. При этом торги могут проводиться в форме конкурса или аукциона, в том числе аукциона в электронной форме (ч. 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ).
В соответствии с частью 2.1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
Таким образом, из приведенной нормы, а также из ч. 12, п. 3 ч. 13 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ следует, что в рамках одного аукциона, проводимого в электронной форме, возможно выделять товары в несколько лотов.
Порядок формирования лотов для проведения торгов Законом N 94-ФЗ не регулируется. По смыслу норм указанного Закона заказчик самостоятельно принимает решение в отношении предмета размещаемого заказа. Закон N 94-ФЗ не ограничивает возможность закупки в ходе аукциона разнородных товаров. Из чего, по нашему мнению, следует вывод о возможности закупки в рамках одного аукциона товаров, имеющих различный характер и назначение, а также имеющих разные коды по классификатору продукции.
Положениями ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах. В частности, в соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Нарушение указанных правил является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (ч. 4 ст. 17 Закона о защите конкуренции).
Анализ судебной практики показывает, что претензии антимонопольной службы по поводу нарушений заказчиками требований ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции возникают в том случае, когда технологически и функционально не связанные товары (работы, услуги) объединяются в один лот (смотрите, например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 29.01.2009 N Ф03-6466/2008; ФАС Уральского округа от 12.03.2008 N Ф09-1348/08-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.05.2008 N Ф04-2544/2008).
Однако в рассматриваемой ситуации заказчик наоборот различные товары планирует выделять в отдельные лоты.
Таким образом, заказчик вправе в ходе одного аукциона в электронной форме выделять несколько лотов по товарам, имеющим различное назначение и разные коды по классификатору продукции. При этом, формируя лоты, заказчику необходимо учитывать технологическую и функциональную связь включаемых в отдельные лоты товаров, работ, услуг, чтобы не допустить ограничения круга возможных участников размещения заказа. С этой целью товары, технологически и функционально не связанные между собой, следует разделить по самостоятельным лотам.
К сведению:
Анализ судебной практики показывает, что отнесение товаров к различным классификационным группам согласно классификатору продукции само по себе еще не свидетельствует об их технологической и функциональной несвязанности (постановление ФАС Центрального округа от 14.11.2007 N А54-65/2007).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кузьмина Анна
Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок (ч. 8 ст. 47 Закона N 94-ФЗ).
Сведения о контрактах (кроме контрактов и договоров, заключенных соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ) включаются в реестр контрактов (ч. 1 ст. 18 Закона N 94-ФЗ).
Положение о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр (далее - Положение), утверждено постановлением Правительства РФ от 29.12.2010 N 1191.
Согласно п. 4 Положения заказчик в течение 3 рабочих дней со дня заключения контракта (его изменения) направляет через официальный сайт сведения о контракте (его изменении) по форме согласно приложению N 1 для включения их в реестр контрактов.
Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней со дня представления заказчиком сведений о контракте (его изменении) осуществляет их проверку на наличие сведений, предусмотренных пп. "а"-"з" п. 3 Положения, и размещение указанных сведений на официальном сайте (п. 6 Положения).
Исходя из раздела II приложения N 1 к Положению "Сведения о государственном или муниципальном контракте либо гражданско-правовом договоре бюджетного учреждения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (его изменении), заключенном по итогам размещения заказа" (далее - Форма сведений о контракте) сведения о кодах КОСГУ включаются в реестр контрактов.
Однако законодательством о размещении заказов не предусмотрено, что в заключаемый по итогам размещения заказа контракт в обязательном порядке должны включаться коды КОСГУ, соответствующие предмету контракта. Не следует из Положения и то, что такие коды включаются в Форму сведений о контракте путем их копирования из текста контракта. Будучи нормативно установленными, соответствующие коды классификации операций сектора государственного управления РФ применяются в зависимости от предмета контракта и не могут рассматриваться как условия, подлежащие согласованию сторонами при заключении контракта. Следовательно, включение в контракт тех или иных кодов КОСГУ не имеет правового значения, поэтому в случае неверного указания этих кодов вносить в контракт изменения не обязательно.
Положением утверждены и указания по заполнению Формы сведений о контракте. В заголовочной части Формы сведений о контракте предусмотрены реквизиты "Тип сведений" и "Тип изменения". При направлении уточненных сведений о контракте в реквизите "Тип сведений" указывается текст "измененные", в реквизите "Тип изменения" - соответствующие коды: в случае изменения контракта проставляется код "1", в случае исправления сведений - "2". Таким образом, по нашему мнению, для исправления кода КОСГУ, содержащегося в реестре контрактов, необходимо заново заполнить и подать Форму сведений о контракте (Приложение N 1 к Положению). В поле "Тип сведений" следует указать "измененные", напротив строки "Тип изменения" - код "2", а в разделах I и II - правильные коды КОСГУ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пенкин Вадим
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае надлежащего исполнения контракта заказчик обязан немедленно вернуть исполнителю внесенные им в качестве обеспечения исполнения контракта денежные средства.
Обоснование вывода:
Конкретный способ обеспечения исполнения контракта определяется участником открытого аукциона в электронной форме самостоятельно. Одним из таких способов является передача заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме (ч. 19 ст. 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
Вопрос о возврате денежных средств, внесенных в обеспечение исполнения контракта, законодательством о размещении заказов не урегулирован. В связи с этим порядок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, следует отражать в тексте самого контракта. При отсутствии соответствующих положений и в контракте, на наш взгляд, должен применяться п. 3 ст. 352 ГК РФ, согласно которому при прекращении залога вследствие исполнения обеспеченного залогом обязательства залогодержатель, у которого находилось заложенное имущество, обязан немедленно возвратить его залогодателю. Правомерность такого подхода подтверждается и правоприменительной практикой (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.10.2009 N А28-13905/2008-394/28).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации заказчик обязан без какого-либо дополнительного обращения со стороны исполнителя вернуть ему внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта денежные средства путем их перечисления на расчетный счет исполнителя. В противном случае исполнитель вправе будет потребовать взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами за просрочку исполнения заказчиком обязательств по возврату залоговой суммы (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.06.2010 N А33-15294/2009, ФАС Московского округа от 17.08.2010 N КГ-А40/7408-10).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Требование заказчика о предоставлении участником размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе в электронной форме и котировочной заявки регистрационных удостоверений на изделия медицинского назначения, если для таких изделий обязательна регистрация, правомерно.
Обоснование вывода:
На основании п. 5 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ (далее - Закон N 94-ФЗ) документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, помимо прочего, и перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством РФ указанные документы передаются вместе с товаром.
В свою очередь, п. 5 ч. 6 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ предусматривает, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии указанных документов, если их предоставление предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службой РФ, данным в подразделе 2.1 раздела 2 письма от 18.04.2011 N АК/14239, в соответствии с административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 30.10.2006 N 735, регистрация изделий медицинского назначения представляет собой государственную контрольно-надзорную функцию, исполняемую Росздравнадзором с целью допуска изделий медицинского назначения к производству, импорту, продаже и применению на территории Российской Федерации. Следовательно, при размещении заказа на поставку оборудования и расходных материалов для целей гемодиализа заказчик, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 25, п. 5 ч. 6 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, вправе установить требование о представлении в составе заявки копии регистрационного удостоверения на поставляемый товар.
Отсюда следует, что и при размещении заказа на поставку других изделий медицинского назначения путем проведения торгов заказчик вправе устанавливать требование о предоставлении регистрационных свидетельств. Правомерность установления данного требования подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2010 N 05АП-7089/2010, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2008 N 19АП-2730/08, ФАС Северо-Кавказского округа от 20.08.2010 по делу N А63-1433/2010, ФАС Дальневосточного округа от 27.04.2011 N Ф03-1200/11).
Требования к содержанию запроса котировок и к котировочной заявке установлены ст.ст. 43 и ст. 44 Закона N 94-ФЗ соответственно, и данные нормы не содержат положений, аналогичных вышеприведенных о праве заказчика требовать, а участника размещения заказа - предоставлять какие-либо документы, подтверждающие соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены такие требования.
Однако следует учитывать, что арбитражные суды иногда применяют к запросу котировок нормы о торгах по аналогии (ст. 6 ГК РФ, смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.12.2008 N А56-11695/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 11.11.2009 по делу N А17-972/2009). Видимо, поэтому арбитражные суды признают правомерным требование заказчика о предоставлении участником размещения заказа в составе котировочной заявки документов на товар, услуги, работы, подтверждающих их соответствие установленным требованиям (постановления ФАС Поволжского округа от 03.05.2011 N Ф06-2328/11, ФАС Уральского округа от 03.03.2008 N Ф09-1032/08-С5, ФАС Поволжского округа от 02.04.2008 N А12-12999/07 (определением ВАС РФ от 30.07.2008 N 9526/08 в передаче этого дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано)).
Таким образом, заказчик вправе требовать предоставления регистрационных удостоверений на изделия медицинского назначения и в составе котировочной заявки.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Серков Аркадий