Наши награды

Лидеры 2010

В помощь предпринимателям Краснодарского края

На каком основании коммерческую организацию можно отнести к субъектам малого предпринимательства? Обязательно ли регистрировать организацию в качестве субъекта малого предпринимательства?

Согласно ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Закон N 209-ФЗ) субъектами малого предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными названным Законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Коммерческое предприятие, претендующее на статус субъекта малого предпринимательства, должно отвечать следующим критериям.
Во-первых, такими субъектами могут быть любые коммерческие организации (внесенные в единый государственный реестр юридических лиц в общем порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (часть 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Во-вторых, суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) субъекта малого предпринимательства не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25% (п. 1 части 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
В-третьих, п. 2 части 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ определено, что средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек. При этом среди малых предприятий выделяются микропредприятия. Их численность - до 15 человек.
Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия (часть 6 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Согласно п. 86 Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" (утв. постановлением Федеральной службы государственной статистики от 20 ноября 2006 г. N 69) средняя численность работников организации включает:
- среднесписочную численность работников;
- среднюю численность внешних совместителей;
- среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
Правила исчисления этих показателей изложены в п. 87-92 названного Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения.
В-четвертых, п. 3 части 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ установлено, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ. Между тем, постановление Правительством РФ о предельных размерах выручки и балансовой стоимости активов пока не принято, поэтому этот критерий для определения статуса субъекта малого предпринимательства не применим.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ (часть 7 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете (часть 8 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
В части 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ уточнено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным п. 2 (средняя численность работников) и п. 3 (предельные размеры выручки и балансовой стоимости активов) части 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ. При этом категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение двух календарных лет, следующих один за другим (часть 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Что касается вновь созданных организаций, то они в течение того года, в котором они зарегистрированы (в качестве юридических лиц), могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают перечисленные предельные значения (часть 5 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Специальная регистрация юридических лиц в качестве субъектов малого предпринимательства законом не установлена. Равно как не установлено какой-либо специальной процедуры подтверждения со стороны государственных или муниципальных органов статуса субъекта малого предпринимательства. Поэтому любое юридическое лицо, отвечающее вышеперечисленным требованиям, относится к субъектам малого предпринимательства и может в полной мере претендовать на поддержку, предоставляемую таким субъектам.
При этом очевидно, что для подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства его обладатель каждый раз, когда желает указать на наличие такого статуса, должен предъявлять третьим лицам документы, подтверждающие все те показатели, которым должен соответствовать субъект малого предпринимательства, - сведения о средней численности, о балансовой стоимости активов и так далее.
Между тем, ст. 8 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки. Регистрация субъекта малого предпринимательства в таких реестрах не является для него обязательной, она вменяется в обязанность лишь органам государственной власти и местного самоуправления, оказывающим поддержку субъектам малого предпринимательства при их обращении.
Например, в городе Москве ведется Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы (далее - Реестр), держателем которого является Департамент поддержки и развития малого предпринимательства (см. распоряжение Мэра Москвы от 7 мая 1997 г. N 367-РМ).
Документом, подтверждающим внесение в Реестр, является свидетельство о внесении в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы (далее - Свидетельство). Форма Свидетельства утверждена распоряжением Мэра Москвы от 7 мая 1997 г. N 367-РМ. Наличие такого Свидетельства указывает на то, что соответствие критериям отнесения к числу субъектов малого предпринимательства является установленным.
Постановлением Правительства Москвы от 3 апреля 2007 г. N 231-ПП утверждены Методические указания о порядке подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства участниками размещения государственных заказов города Москвы (далее - Методические указания).
В п. 8 Методических указаний перечислены документы, которые должен предоставить в подтверждение своего статуса субъект малого предпринимательства, желающий принять участие в процедуре размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд путем проведения торгов, участниками которых являются субъекты малого предпринимательства:
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) или нотариально заверенную копию такой выписки;
- копию справки Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) о присвоении кодов государственной статистики;
- копии учредительных документов (устав, учредительный договор - если имеются);
- справку, подписанную руководителем и главным бухгалтером организации, с указанием средней численности работников, включая работающих по договорам гражданско-правового характера, по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений юридического лица, за последний отчетный период с приложением подтверждающих документов (действующих на момент подачи конкурсной заявки форм статистической и налоговой отчетности);
- копию отчета о финансовых результатах за последний отчетный период с отметкой налогового органа или формы, предусмотренные упрощенной системой налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, содержащие информацию о выручке (совокупном доходе) от реализации продукции (услуг, работ).
Участники размещения государственных заказов города Москвы, которые зарегистрированы в Реестре, вправе уже не представлять в составе заявки все перечисленные выше документы, подтверждающие наличие статуса субъекта малого предпринимательства. Они могут представить только Свидетельство (п. 9 Методических указаний). Те же юридические лица, которые в Реестр не включены, каждый раз должны включать в конкурсную заявку все перечисленные в п. 8 Методических указаний документы. Еще раз напомним, что это правило действует только в отношении государственных заказов города Москвы.
Обращаем Ваше внимание, что Методические указания были приняты с учетом положений ранее действующего Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ". Но применять Методические указания необходимо с учетом Закона N 209-ФЗ. В частности, это касается пункта 5 Методических указаний (требования к численности работников), положения которого противоречат нормам ст. 4 ныне действующего Закона N 209-ФЗ.

Вывод:
Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, отвечающие критериям, установленным в ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Специальной регистрации для признания статуса субъекта малого предпринимательства не требуется. Отдельные государственные органы исполнительной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого предпринимательства, ведут соответствующие реестры. Регистрация субъекта малого предпринимательства в таких реестрах не является для него обязательной, она вменяется в обязанность лишь соответствующим органам государственной власти и местного самоуправления при обращении субъекта малого предпринимательства к ним за поддержкой.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павленко Виктория

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Голованов Александр

25 июля 2008 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Возврат к списку