Наши награды

За успехи в продвижении правового консалтинга 2011

В помощь предпринимателям Краснодарского края

Штатная численность предприятия - 20 человек, выручка за год - до 30 млн. рублей. Учредителем является российская организация (ООО), учредитель учредителя - иностранная организация. ООО ежегодно заказывает независимую аудиторскую проверку.
Должно ли предприятие предоставлять полную бухгалтерскую отчетность или достаточно только форм N 1, N 2 и пояснительной записки? Как определить статус предприятия: оно является субъектом малого предпринимательства или нет?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, организация, в случае отнесения ее к субъектам малого предпринимательства, вправе не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и пояснительную записку.

Обоснование вывода:
При ответе мы исходим из того, что в вопросе речь не идет об акционерных инвестиционных фондах и закрытых паевых инвестиционных фондах, а также о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
На сегодняшний день критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства даны в ст. 4 федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Так, к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации, соответствующие следующим условиям:
- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале юридического лица не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников (до ста человек включительно для малых предприятий);
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
На настоящий момент предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) для малых предприятий установлено в размере 400 000 000 рублей постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556. Применяется данное предельное значение начиная с 01.01.2008. Предельных значений остаточной стоимости активов в настоящее время пока не установлено.
В рассматриваемом случае средняя численность работников организации и величина выручки отвечают требованиям Закона N 209-ФЗ. Однако, если единственный учредитель организации не является субъектом малого и/или среднего предпринимательства, то учрежденная им организация не соответствует критериям Закона N 209-ФЗ и, следовательно, не является малым предприятием.
В то же время, если учредитель организации является субъектом малого и/или среднего предпринимательства, то учрежденная им организация может относиться к субъектам малого предпринимательства.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) бухгалтерская отчетность организаций состоит из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;
- приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
- аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если организация подлежит обязательному аудиту;
- пояснительной записки.
Таким образом, если организация не относится к субъектам малого предпринимательства, бухгалтерская отчетность, предоставляемая ею в сроки, установленные п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ, состоит из всех указанных выше форм.
Формы бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н.
При этом, как указано в п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных также приказом Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н, субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку.
Вместе с тем субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) только при отсутствии соответствующих данных.
Как мы поняли из вопроса, организация проводит аудиторскую проверку по инициативе учредителя, а не в соответствии с требованиями об обязательном аудите, перечисленными п. 1 ст. 5 федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Поэтому считаем, что организация, в случае отнесения ее к субъектам малого предпринимательства, вправе не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и пояснительную записку.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Завьялов Кирилл

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

10 июля 2009 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Возврат к списку